Озеро Иргень входит в группу озер на юге Витимского плоскогорья в Забайкальском крае. Озеро принадлежит к бассейну реки Селенга. Через протоку Хилок осуществляет связь с озерами Шакша ,Ундугун, рекой Селенгой. Длина озера 8 километров, средняя ширина - 4,2 километра, общая площадь водосбора озера Иргень 188 кв.км., площадь водного зеркала 33,2 кв.км.
Большая часть озера мелководна, глубиной до 3,7 метров, наибольшие глубины наблюдаются в северо-восточной части, где они достигают 5,5 метров.
Берега озера Иргень низкие, заболочены, покрытые луговой и степной растительностью, юго-восточный берег высокий крутой, в отдельных местах обрывистый.
Иргень - единственное в Забайкалье место, с давних пор собиравшее паломников со всех концов области, а иногда и из соседних губерний - Иркутской, Якутской и областей Амурской и Приморской. Издавна религиозный народ влекли на Иргень хранимые там святыни: останки, по преданию, замученных православных воинов и древняя благоговейно чтимая икона святой великомученицы Параскевы Пятницы. В начале XVIII века паломничество к озеру было уже настолько распространено, что сибирские духовные власти сочли необходимым довести сведения о нем до Священного Синода, который впоследствии сделал распоряжение о воспрещении религиозных паломничеств на Иргень. Но это распоряжение не возымело силы: народ по обыкновению приходил пешком и приезжал на лошадях на Иргень в огромном количестве. Духовенство по необходимости должно было являться сюда же для удовлетворения религиозных потребностей многочисленных богомольцев. Когда в Забайкалье была организована духовная противоязыческая миссия и на Иргени открыт миссионерский стан, сюда стали приезжать для торжественного отправления богослужения епископы, начальники миссии, а с момента образования в Забайкалье самостоятельной епархии стали приезжать и епископы правящие.
Примечательно, что озеро Иргень являлось священным местом для всего населения Забайкалья, независимо от вероисповедания и национальности. Сюда для молитвы шли не только православные, но и старообрядцы, и буддисты-ламаисты, и шаманисты. Во время молебнов и других богослужений можно было видеть необычайное зрелище: тут молились и православный, творя на себе крестное знамение, и старовер, размашисто осеняя себя двуперстным перстосложением, и буддист-ламаист, перебирая свои четки, и шаманист, благоговейно поднося ко лбу сложенные ладони.
Особенно обращает на себя внимание многократно появлявшийся здесь необыкновенный свет, упоминаемый в многочисленных рассказах. Когда на Иргени был выстроен храм, свет несколько раз показывался в нем, до этого сияние появлялось непосредственно над святым местом. Верующие люди надеялись, что это издревле чтимое место будет украшено святой обителью, в которой будет славиться и превозноситься всечестное, и великолепное имя Божие. В 1910 году было подано ходатайство в Священный Синод о создании монастыря на Иргени, что и было сделано. Однако после революции иргенская церковь была разрушена.
Добавить отзыв