Кругобайкальская железная дорога или КБЖД является памятником архитектуры зари 20-ого столетия. Представляет собой часть дороги Порт Байкал – Слюдянка, протянувшимся на 90 километров вдоль юго-западного побережья озера Байкал.
Это наиболее дорогая и очень красивая железнодорожная магистраль, возведенная в период с 1896 по 1900 годы, к ней приложили руки лучшие архитекторы и инженеры России, Латвии, Польши, Албании и Италии.
Дабы пробиться путь по берегу Байкала, сквозь склоны Приморского хребта пробито было 30 тоннелей, 16 галерей, 248 виадуков и мостов. Итальянские архитекторы, трудившиеся над мостами и виадуками, постарались интегрировать сооружения в ландшафт Байкальского естества аккуратно и гармонично, придав им альпийский колорит.
Когда в эксплуатацию ввели Иркутскую ГЭС, проложенная вдоль берега Ангары часть Транссибирской магистрали была затоплена, а участок КБЖД стал тупиковым.
Кругобайкальская железная дорога привлекает туристов, художников, спортсменов и ученых со всех уголков страны, многие хотят полюбоваться как самой дорогой, так и природным ее обрамлением.
Отправной точкой путешествия по КБЖД является станция Слюдянка-2, длится до станции Байкал, с 84 километра от нее до станции Култук участок пути является памятником истории и архитектуры. В наши дни на ж/д дороге есть 4 станции, 1 разъезд, 38 тоннелей и 16 галерей. Длиннейший из тоннелей прорезает мыс Половинный, его протяженность равна 777,5 метрам.
Одно или двухдневные экскурсии по магистрали осуществляются на на «Кругобайкальском экспрессе» - комфортабельной электричке или же на паровозе «Байкальский круиз» - ровеснике самой КБЖД. В ходе путешествия экскурсовод поведает историю строительства дороги и покажет интереснейшие и красивые места округи во время остановок, предусмотренных на пути.
166 км – Слюдянка. Начать с главной станции железной дороги – прекрасный выбор. Она единственная на КБЖД имеет пассажирское здание из камня – изумительное бело-розовое мраморное произведение архитектурного искусства.
140 км - Крутая Губа. Включает мысы Большая и Малая Крутая Губа, которые прорезают тоннели, защищающие от холодных байкальских ветров речную долину и бухту вкупе с ее пляжами, разделенными красивыми виадуками.
130 км - Шабартуйский комплекс искусственных сооружений, представленный железным мостом первого пути «по верху», пролет между опорами из камня, достигающих 20 саженей и арочный двухпролетный виадук из железобетона.
123 км - Комплекс «Киркирейский». Живописное место, в районе которого строителям пришлось несладко – горные обвалы и норов реки Киркирей вынудили пробить параллельный 18-ому тоннелю – тоннель 18bis.
110 км - Падь Половинная. Туристы обожают колоритную долину одноименной пади реки, текущей между мысом Половинным и Чайкиным утесом, прорезанными двумя тоннелями, один из которых длиннейший на КБЖД, а другой – кратчайший.
102 км - Подпорная стенка «Итальянская». Это одно из самых красивых мест ж/д, названное так из-за своих аркад в духе итальянской архитектуры. Что неудивительно, ведь над проектом трудился итальянец Феррари. На этом же участке дороги расположена галерея №7«Большая Шумихинская», защищающая дорогу от камнепада.
98 км - Станция Хвойная (Уланово). Когда участок стал тупиковым, станцию ликвидировали, от нее остались лишь некоторые сооружения – водоподъемник из камня с трубой да фундаменты былых строений.
Увидеть Кругобайкалку можно с воды, совершив прогулку по Байкалу в летний период из Листвянки на одном из прогулочных судов, которое также останавливается на КБЖД.
Будет интересно:
kbzd.irk.ru – посвящённый КБЖД портал, содержащий исторические сведения и факты, расписание поездов, фото и истории путешественников.
krugobaikal.ru – сайт о Кругобайкалке и озере Байкал.
Добавить отзыв