Это представляется нужным сделать именно сейчас, потом что новая интерпретация древнетюркских оградок, как культовых моделей жилища, предполагает и новое объяснение назначения балбалов. А они до сего дня остаются предметом научной полемики, хотя существенным сдвигом в этом вопросе можно считать утвердившееся мнение о толковании самого термина балбал.
В результате последних работ российских археологов Л.Р. Кызласова, Я.А. Шера и С.Г. Кляшторного подведена черта под длительной дискуссией о том, что следует подразумевать под словом балбал. Как известно, ранее в научной литературе так называли и сами каменные изваяния. В настоящее время это название закрепилось только за рядами каменных столбиков, отходящих на восток от поминальных сооружений. Все исследователи единодушны в том, что тюрки ставили каменные столбики — балбалы у поминальных сооружений своих воинов по числу врагов, убитых самим погребенным. Такой вывод основывается на сведениях китайских официальных хроник, описывающих погребальный обряд тюрков-тугю: "обыкновенно, если он убил одного человека, то ставят один камень, у иных число таких камней простирается до ста и даже до тысячи".
Действительно, десятки, а иногда и сотни балбалов насчитывают ряды древнетюркских поминальных сооружений. Установка большого числа балбалов почти у всех мемориальных комплексов древнетюркской аристократии вызывает естественное недоумение многих исследователей. Трудно представить, что тюркские каганы или их военачальники при жизни могли убить сотни вражеских воинов. Да и на Алтае у тысяч оградок всегда имеются ряды балбалов. Невольно задаешься вопросом, неужели все они были сооружены только в честь тюркских воинов? К объяснению обычая установки балбалов, как нам кажется, следует привлечь не только письменные источники, но в большей мере и фактический археолого-этнографический материал. Сама традиция установки камней в ряды на Алтае очень древняя. Отличающаяся редкостным однообразием эта незатейливая архитектурная тема воплощена во многих, различных по времени и по назначению культовых сооружениях. Наиболее близки по смыслу и, вероятно, по назначению древнетюркским балбалам ряды каменных стел, установленных также с восточной стороны многих алтайских курганов ранних кочевников. Характерной особенностью алтайских могильников этой эпохи является расположение так называемыми курганными цепочками, направленными с севера на юг. Совершенно такой же принцип планировки, ориентации соблюден при установке целых групп алтайских оградок древнетюркского времени. Они, как и курганы ранних кочевников, копировали порядок расположения жилищ в небольших сезонных поселках, что особенно четко проявляется в ориентации памятников на местности. Появление таких погребально-поминальных комплексов, как особой территории, предназначенной для неоднократных погребений и поминок, является ярким выражением этнической общности, семейного родства и идеи дальнейшего существования в потустороннем мире.
Назначение балбалов у курганов ранних кочевников неизвестно. Но заслуживает внимания предположение, высказанное известным археологом С.И. Руденко. Он считал, что число поставленных у могил камней прямо соответствует числу лиц или сородичей, принимавших участие в похоронах и поминках. Развивая эту мысль, он полагал, что ряды балбалов могли стоять и у могил женщин и детей, а потому их нельзя связывать с числом убитых врагов. Последний вывод подтвердился нашими исследованиями последних лет. У курганов Уландрыка и Барбургазы, содержащих также погребения детей и женщин, как и у могил мужчин-воинов, с восточной стороны стояли ряды каменных столбиков-балбалов, что мало вяжется с толкованием о соответствии числа вкопанных камней с числом убитых врагов. Каково же назначение скифских балбалов у алтайских курганов? Мы склонны считать их символическими коновязными столбами — неотъемлемой частью любого жилища кочевника. О значительной древности обычая установки коновязей у могил свидетельствует и сообщение Геродота. Археологические раскопки полностью подтвердили эти сведения. Остатки многочисленных коновязных столбов были обнаружены при исследованиях Елизаветинских и Ульских курганов на Кубани. На Алтае функции коновязей, очевидно, выполняли так называемые балбалы. Наше предположение основано на удивительном сходстве расположения балбалов у алтайских курганов и оградок с порядком расположения коновязей у реального жилища кочевника. Ряд коновязных столбов обычно ставили у жилища кочевника на стороне, обращенной к востоку или югу. То же самое наблюдается и в установке балбалов. У якутов первый столб предназначен был для коня почетного гостя и назывался главным (тойон сэргэ — "господин столб"); второй столб предназначался гостю среднего достатка (орт сэргэ — "средний столб"); третий — лицу победнее (кэлин сэргэ — "задний столб"), самый дальний столб называли атах сэргэ. У многих алтайских курганов скифского времени, да и у древнетюркских оградок один или два-три ближайших камня, как правило, также выделяются среди остальных своими большими размерами. Богатые якуты иногда ставили в ряд до девяти коновязей. Итак, более состоятельные кочевники ставили несколько коновязных столбов, бедные довольствовались чаще всего одной коновязью. Подобная социальная дифференциация может быть прослежена и в конструкции древних погребально-поминальных сооружений и в числе балбалов у них. У огромных по размерам курганов древнеалтайской знати число балбалов-коновязей во много раз превышает число таких же балбалов, установленных у малых курганов рядовых кочевников. Сходная картина наблюдается, если сравнить балбалы у поминальных храмов знати и у обычных оградок. Не случайно и название коновязных столбов совпадает у многих кочевых народов. У якутов, бурят и монголов они имеют общее название сэргэ. Для нас наиболее интересно второе значение слова сэргэ (якут. сэргэ — "ряд"; бурят, зэргэ — "ряд", монг. эргэ — "ряд, порядок"; тюрк. арга — "круг, ряд"), несомненно восходящее к древнетюркской эпохе.
Таким образом, балбалы можно считать коновязными столбами, которые предназначались для лошадей, на которых приезжали родственники и гости, принимавшие участие в погребально-поминальном обряде. Видимо, балбал-коновязь являлся также в большей степени своеобразным знаком присутствия (внимания) определенного человека на поминках по умершему. Этим, на наш взгляд, можно объяснить личные тамги и надписи-автографы, обнаруженные на балбалах, установленных у поминальных храмов древнетюркских каганов. Иначе говоря, каждый участник погребально-поминальной церемонии оставлял перед храмом свой балбал, чтобы душа умершего могла видеть его в ряду других подобных знаков внимания.
Добавить отзыв