Крепость Бичикту-Кая расположена на правом берегу Катуни в 1,5 километрах ниже устья реки Чуи на боме Бичикту-Кая, что переводится как "скала с надписью".
У алтайцев существует много старинных преданий и легенд, объясняющих происхождение тех или иных названий гор, долин, рек и урочищ. О Бичикту-Кая также сложено несколько легенд. Одна из них записана исследователем В.И.Верещагиным в начале XX века.
По этой легенде, когда-то давно монголы под предводительством Сонака не раз вторгались на Алтай. Мужское население беспощадно истреблялось, а женщины, дети и скот уводились в Монголию. Но однажды, когда Сонак вел свои войска вниз по долине реки Чуи, алтайцы приготовились к встрече врага. Они перекрыли наиболее тесные проходы каменными заграждениями. Одно из них, согласно легенде, было устроено у бома Бичикту-Кая, другое - у бома Бозоголу. Целое лето не мог Сонак взять укрепление у Бичикту-Кая. Это ему удалось только тогда, когда он обошел алтайцев с тыла в верховьях реки Иня. После этого, не дойдя немного до укрепления Бозологу, Сонак разделил свое войско на два отряда. С одним отрядом он остался около устья реки Сал-Дьяр, где и был разбит алтайцами. Другой, более многочисленный отряд, не имея опытных проводников, заблудился в горах и почти весь погиб от снежной бури.
Возвращаясь восвояси, Сонак на скале первого укрепления написал проклятие калмыкам (то есть, алтайцам) и завещал своим потомкам не ходить более войною на Алтай. С тех пор скала называется Бичикту-Кая. Надпись на скале, сообщал В.И. Верещагин, на монгольском языке гласит: "Здесь проходили войска".
Имел ли в действительности отношение к бому Бичикту-Кая монгольский предводитель Сонак, и в каком году происходили эти легендарные события, сейчас сказать невозможно. Однако в 2001 году здесь удалось обнаружить остатки древней крепости.
Линия обороны проходит с юга на север от Катуни к хребту, перекрывая долину поперек. Сооружение явно было предназначено преимущественно для обороны от наступления противника со стороны долины реки Чуи, за исключением небольшого отдельного участка на седловине. Прослеживаются остатки кладки из рваного и окатанного камня, шириной от 1 до 1,5 метров у прохода около берега Катуни и на седловинках над бомом, однако четкой системы кладки не зафиксировано. Сплошной стены нет: идет чередование обрывов и скальных выступов с каменной кладкой, переходящей в невысокий задернованный каменный вал. Проход у берега реки закрыт двумя участками стены, нависающими над дорогой и удобными для перекрестной стрельбы. На седловине над бомом стена имеет выдающиеся вперед бойницы полукруглой формы в виде вертикально поставленных или сложенных камней высотой менее 1 метра, которые также могли служить бойницами.
Расположение участков укрепления на местности и умелое использование особенностей рельефа доказывает, что строители крепости были хорошо знакомы с правилами военного искусства. Данное военное укрепление защищало долину Катуни по правому берегу, перекрывая проход из Курайской котловины в Центральный Алтай. Левый же берег перекрыт естественным образом: скалой на месте впадения реки Чуи в Катунь.
Часто в разных источниках можно встретить фразу "На правом берегу Катуни, чуть ниже устья Чуи, есть бом (скала) под названием Бичикту-Кая-Бом, что на русский переводится как "скала с надписью", она находится близ села Туекта в 2 километрах от устья реки Каракол". Любой человек, знакомый с Онгудайским районом, взяв карту с удивлением обнаружит, что "чуть ниже устья Чуи" и "близ села Туекта" разделяет расстояние почти в 70 километров, а практически по середине находится перевал Чике-Таман, что по алтайским меркам никак не может быть описанием одного и того же объекта. Путаница объясняется тем, что, действительно, существует писаница Бичикту-Кая-Бом (Караколькая галерея) в 1.5-2 километрах от устья Каракола. Однако никакой связи между писаницей и одноименной крепостью нет.
Добавить отзыв