Игра Кок-бору

Кöк бöрÿ (Кёк-бёрю, Кюк бюре, «козлодрание», улак-тартыш) — конноспортивная игра, заимствованная из культуры Средней Азии, которая в XXI веке получила большую популярность в Республике Алтай и органично влилась в спортивную программу постсоветских праздников. Это зрелищная, азартная и привлекающая к себе необузданной энергетики игроков игра, где раскрываются характер и умение конников.

Туристское значение

«Козлодрание» для туристов, прибывающих на праздники в Горный Алтай, воспринимается как экзотика и жесткое представление, увлекательное зрелище из жизни кочевников. Жителям индустриальных центров интересно наблюдать алтайцев на конях, вырывающих у соперников тушу козла и пытающихся забросить ее в специальное сооружение.

Культурный аспект

Проведение в Горном Алтае состязаний кöк бöрÿ, с позиции традиционного мировоззрения алтайцев, символизирует этногенетическое родство их тюрками, выступает как знак самоидентификации, способствует этническому объединению алтайцев, новым контактам, а также соединению в семьи представителей разных родов.

Кöк бöрÿ не просто спорт, а борьба родов, где болеют не только за какую-то конкретную команду, а за игроков родов-сёоков. Если представитель какого-то рода получает приз, он становится предметом гордости всех своих сородичей по всему Алтаю.

Сегодня

В Республики Алтай создана федерация «Кöк бöрÿ». Для игры Кöк бöрÿ созданы команды в шести районах из десяти: Онгудайском, Шебалинском, Усть-Канском, Улаганском, Кош-Агачском и Чемальском.

Игра включена в программы мероприятий республики (спартакиада, Эл-Ойын), а также проводятся в период новолуния отдельные соревнования по этому виду спорта.

Топонимика

«Кöк бöрÿ»— киргизский вариант «козлодрания». Дословно принято переводить «Кöк бöрÿ» как «темно-серый с синеватым отливом мастью волк», что должно олицетворять силу и ловкость игроков, единению их подобно волчьей стае.

В современных тюркских языках перевод «кок»: хакасский —1) зелень, трава; 2) синий, голубой, зеленый; тувинский — 1) синий, синева; 2) зеленый (о траве); 3) седой; седина; 4) серый.

Русский лингвист-тюрколог, фольклорист, этнограф, доктор филологических наук Николай Александрович Баскаков приводит значения для «кок»: голубой, синий, зеленый, серый – темно-серый для туба-кижи и синий, голубой, серый для кумандинцев. По-киргизски «кок» — 1) небо; 2) синий, голубой; 3) о растениях — зеленый, незрелый; 4) цвет траура (синий) по умершему феодалу; 5) серый, сивый (о масти).

В языковой картине алтайцев слово «кöк», как «синий цвет», олицетворяет бесстрашие, молодость, силу, и ассоциируется с образом синего волка, который в молодости был сильным и бесстрашным, буквально «в пору, когда был синим, как волк». Тотем прародителей алтайцев, «сыновей божества-Неба», древних тюрков — синий (серый) волк.

Односельчане называют игроков в «кöк бöрÿ» по-алтайски — кöкбöрÿлер.

Правила игры

Игра кöк бöрÿ построена по принципу хоккея —три периода по двадцать минут каждый и напоминает конное поло. Перерыв – 10 минут. Участвуют 24 игрока. В поле выходят четыре участника от каждой из двух команд, с правом замены.

Наименование команд связано с районом или селом, от которого они представлены — «онгудайцы», «шебалинцы», «еловцы», «шыргайтинцы», «кырлыкцы» и пр., что ассоциируется у зрителей с конкретным местом, его родами-сёоками. Если команд из какого-то села несколько, то за ними прикрепляется порядковый номер. Объявляют во время состязаний не только номер игрока, имя и фамилию, но и его род-сёок.

Поле для игры (размером 200 м с длину и 100 м в ширину) расчищается от камней и кустарников и на его противоположных концах возводятся своеобразные кольцеобразные земляные валы c дерном, в виде полого конуса, играющие роль ворот — той казан (высотой около 1,2-1,5 м, внешним нижним диаметром конуса 4,4-4,5 м, верхним — 3,5-3,6 м), дословно означающие «праздничный котел».

Цель игроков, находящихся на специально обученных верховых конях — поднять с земли или отобрать у соперника тушу козла темного цвета с внутренностями в возрасте от 3 лет весом 30-40 кг без головы, копыт и нижних частей ног (ниже колен) и закинуть ее в ворота противника. Кöк бöрÿ требует способности быстро ориентироваться в сложной ситуации, быть смелым, сообразительным и ловким.

Система правил и штрафов призвана гарантировать безопасность всем участникам соревнования, за соблюдением которых следит конный судья, находящийся среди игроков. Например, запрещено неожиданно становиться на пути скачущего всадника, применять физическую силу, бить соперников камчой — кожаной плетью(что практиковалось в былые времена), участники должны быть в касках и пр.

Большинство участников из семей или среды табунщиков. Они ловкие наездники, выросли «на конях», а по сему, умело управляют несущейся вперед лошадью, которая порой может вставать на дыбы, а при падении с коня умело откатываются в сторону.

Легенды и эпос

В эпосе алтайцев белый волк — образ хозяина Алтая (или тайги), покровительствующего людям. Дух волка в заклинаниях алтайских шаманов — кровный предок. А в сакральном названии игры кöк бöрÿ, пришедшей из старинной скотоводческой жизни — корни особого отношения к волку.

Мировоззрение алтайцев, основанное на почитании природы и отраженное в их героическом эпосе, создаёт двоякое положение животного. Волк и покровитель людей, и хищник.

В древнем в фольклоре народов Алтая, сказании «Курман-Taajы», говорится, что «белый волк, будучи раненым, говорит о том, что раньше он был Хозяином Алтая и был бессмертен, но теперь, раненый, он уже не белый волк, а синий и будет нападать на скотину».

Анохин Андрей Викторович в «Материалах по шаманству у алтайцев…» даёт следующий комментарий: «…волк воет, алтайцы говорят: волк у Кудая (или Худая, в тюркской мифологии — верховный бог) просит себе пищу. Волк тогда только давит скотину, когда на это будет соизволение Кудая. Алтайцы из чувства уважения редко называют волка пöрӱ, называя обыкновенно другими почтительными именами: арату, окоjок или абаҕай. Когда волк задерет скотину, алтайцы берут голову животного и на черепе рисуют углем узду. Это означает, что хозяин скотины «наблюдает» скотский сус (зародыши)».

В китайской летописи VI в. есть легенда о волчице, спасшей предка тюрков.

Когда-то предки тукюеского Дома составляли один аймак — отдельную ветвь Дома Хунну, названную Ашина. Соседний владетель разбил сей род и истребил всех, кроме десятилетнего мальчика.

Отрубив у него руки и ноги, ратники бросили мальчика в травянистое озеро. Он был умер, если бы не волчица, которая выкормила его мясом.

Когда владетель услышал, что мальчик остался жив, то вновь послал ратников убить его. Когда ратники схватили мальчика, она увидели волчицу. Они хотели и ее убить, но не смогли.

Волчица спряталась, по китайским сказаниям, в горной стране, на востоке от западного моря и северо-западе от Гао-чан, в пещере, со всех четырех сторон окружённой горами. В пещере находилась равнина с окружностью в несколько сот ли, поросшая густою травой.

Здесь укрылась волчица от преследователей и родила десять сыновей, которые, ставши зрелыми, переженились на местных женщинах, имели много детей и каждый составил самостоятельный род.

Один из сыновей, с необычайными способностями, был Ашина. В память своего происхождения, над воротами своей резиденции, он установил знамя с волчьею головою.

Его признали государем, а род Ашина увеличился до нескольких сот семейств и вошел в состав древних тюрков, названных кöк тюрк (синие/голубые тюрки).

После того, как род Ашины сошёл с геополитической арены того времени, и он сам, и его тотем перестали иметь столь высокий статус. Возможно, его противники принимали специальные меры в целях его дискредитации, что отразилось в фольклоре.

И всё же в эпосе остались фрагменты почитания волка в прошлом — белый волк, как Хозяин Алтая, по-прежнему фигурирует в фольклоре алтайцев.

Интересно отметить те немногие сказаниях, где волку отведены положительные функции, он белого цвета.

Образ волка многократно присутствует в сказаниях Улагашева Николая Улагашевича. Например, в «Елештей» волки посланы уничтожить богатырского коня, в «Ак-Тайчи» Белый волк, оказавшийся впоследствии старшим братом богатыря, спасает ребенка.

В сказании «Ак-тойчи» интересны следующие моменты, связанные с волками. Первый, когда богатырь пробирался к Эрлику-бию:

«Навстречу синий волк выскочил, На богатыря бросился. Шею волка Руками не охватить. Клыки синего волка На саженные мечи похожи, Злобные глаза Кровью налиты».

Второй момент — как Ак-Тойчи с Белым волком Эрлик-бия тавром отметили:

«Я ему свой портрет На память тоже оставлю, — Белый волк промолвил, На груди Эрлик-бия горячей саблей Голову свою выжег».

Этот сюжет, — менее разработанный и на русском языке изложенный в прозе, — мы находим в «Аносском сборнике», в сказании «Алтын-Кучкаш».

«Ак-Пори (Белый Волк) принёс малютку на золотую гору, Алтын-тайга и внес его в золотую пещеру, Алтын-куй. В золотой пещере волк завернул малютку в свой хвост и переночевал.

Через два дня малютка стал называть волка матерью, через шесть дней отцом. Малютка оставался в золотой пещере, а волк приносил пищу в пещеру».

Герой сказания там носит имя не Ак-Тойчи, а Ару-Мандая. Белый Волк там не брат мальчика, а горный дух.

В эпосе Н.У. Улагашева «Ескюс-Уул» на стойбище приходят семь волков и угоняют корову, козу и коня. «Юскузек идет по следам волков. Волки возвращают ему украденное у него и в придачу дают желтошерстого щенка. Щенок превращается в девушку, которая потом становится женой Юскузека. Выясняется, что она в свое время стала щенком, а братья ее — волками для того, чтобы спастись от врагов».

А в «Кан-Толо» «Длиннохвостые синие волки Там не воют, на пастбища не заходят».

В эпосе «Курман-Тааjы», в исполнении А.Г. Калкина, раненый белый волк утрачивает бессмертие и становится синим, который будет нападать на скот, а в эпосе «Маадай-Кара» конь Когюдей-Мергена:

«Стал волком темно-сивый конь,
Среди долин, во мгле тайги
Чредой озер впечатал он
Четыре быстрые ноги».

Игра несёт и ритуальный смысл. Не случайно в кöк бöрÿ участвуют лошади и козел. Кудай сотворил овцу, Эрлик — козу. Весь скот, согласно алтайского мифа, делится на животных «с горячим дыханием», созданных Кудаем — лошадь, овцы, бараны, и с «с холодным дыханием», созданных Эрликом — козы. Именно это объясняет допущение вольного обращения с тушей козла в игре — это жертвенное животное для нижнего мира.

Лошадь для алтайца — главный помощник, почитаемое, «сокровенное», сакральное домашнее животное. С ней в жизнь алтайца приходит удача в делах и благополучие.

Лошадь запрещается бить, особенно по голове, оскорблять, держать опутанной или привязанной в холод, жару, ненастье, направлять даже на него ружьё (не то что стрелять).

Общественное признание игры кöк бöрÿ в селе или райцентре выражается в ритуале поедания конины или баранины.

Традиционно из мяса козла, использованного для игры, приготавливают блюдо (например, курдак). Считается, что мясо это целебное, так как среди множества прикоснувшихся у туше мог быть и святой человек, что придаёт мясу магические качества. В частности, оно помогает от бесплодия.

Комментарии

  • Отзывов пока нет.
  • Добавить комментарий
    Перейти к верхней панели