Кумандинцы (самоназвание къуманды, къубанды, къуўанды, къувандыг) — коренной малочисленный народ в России, живущий в Алтайском крае, Республике Алтай и Кемеровской области.
До 2002 года кумандинцы были выделены в качестве отдельной народности переписью 1926 году.
В последующих переписях кумандинцы включались в состав алтайцев.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 255 от 24 марта 2000 года кумандинцы были отнесены к коренным малочисленным народам Российской Федерации.
Всероссийская перепись населения 2002 года учла их отдельной народностью со своим языком.
Небольшой по численности этнос (3114 тысяч человек) расселен на обширной территории 3 регионов Сибири Современные кумандинцы компактно проживают в Солтонском и Красногорском районах и городе Бийске Алтайского края, в горно-таежной местности Турочакского района Республики Алтай и в Таштагольском районе Кемеровской областиВ антропологическом плане кумандинцы, как и древние половцы, имеют много европеоидных черт.
Еще первые русские землепроходцы отмечали значительное количество светловолосых и голубоглазых детей в кумандинских аилах.
Вполне возможно, что алтайские кумандинцы являются потомками более древнего, чем тюрки, населения Саяно-Алтая, уходящего корнями в афанасьевскую и андроновскуюкультуры Бронзового века.
Такие исследователи-краеведы, как А.
М.Малолетко и Б.
Х.Кадиков связывают происхождение кумандинцев с одним из древнейших народов Сибири — кетами.
Отюречивание предков кумандинцев происходило на протяжении нескольких веков.
Они входили в состав первого и второго Тюркских каганатов, испытали на себе власть Кыргызских и Уйгурских правителей (VI-IX века). А затем по их землям прошлась конница Чингиз-хана — на несколько веков земли кумандинцев оказались в составе империи Юань, а затем «Белой Орды», включавшей полосу степей от Волги до Западной Сибири.
Феодальные распри и усобицы привели постепенно к распаду Белую Орду, в результате чего в первой половине XV века на ее территории происходит обособление отдельных крупных феодальных улусов, так кумандинцы входили в состав Белой Орды, а затем Сибирского ханства.
И даже после разгрома Сибирского ханства в результате похода дружины Ермака, кумандинцы не перестали быть данниками сначала телеутов, затем джунгаров (они же ойраты, западные монголы). С 1756 г. после поражения Джунгарии в войне с Цинской империей все алтайские племена, в том числе и кумандинцы, вошли добровольно в состав Российской империи.
А по «Уставу об инородцах», разработанному в 1822 году М.
М.Сперанским, они были отнесены в разряд «кочующих» и включены в состав Бийского уезда.
Религия и обычаиТрадиционные религиозные представления кумандинцев пронизаны различного рода анимистическими представлениями, в рамках которых особо почитаются духи-хозяева воды (суг-эзи), огня (от эне), гор, тайги.
Развиты промысловые культы, связанные с испрашиванием благополучного результата в охоте у хозяев тайги (каным, шалыг). Им совершались бескровные жертвоприношения, в основном брагой.
Влияние скотоводческих племен нашло отражение в культе коня и одном из его проявлении — жертвоприношении лошади духу-покровителю рода (тайэлга). Среди земледельческих обрядов особое место занимает эротическая игра-обряд кочо-кан.
Значительное место в религиозной практике занимал шаман (кам) — посредник в общении людей с духами и верховными божествами — Ульгенем и Эрликом.
Самым распространенным у кумандинцев, как и у южных алтайцев, был обряд жертвоприношения лошади («таилга»). Лошадь белой масти приносилась в жертву Ульгену, черной – Эрлику.
Первоначально шаман узнавал, угодна ли лошадь Ульгену или нет.
Для этого он ставил чашку на спину лошади и ждал, когда она упадет.
Если чашка падала вверх дном, то это означало, что жертва не угодна богам.
В случае, если чашка падала на дно, обряд продолжали далее.
Шаман обходил лошадь несколько раз по кругу, стуча в бубен.
Таким образом он ловил «душу» лошади.
Затем лошадь уводили в уединенное место к жертвеннику.
С первой трети XIX века кумандинцы обращены в православие.
Однако христианство полностью не вытеснило языческие верования, которые доживают до настоящего времени.
Устное народное творчество кумандинцев, равно как и их искусство, к сожалению, изучено плохо.
Наиболее распространенными типами фольклорных произведений являлись в прошлом песенные четверостишья (такпак), различного рода бытовые и волшебные сказки (чорчок), а также эпические произведения (кай). Особое место в культуре К. занимали мастера-исполнители сказок и эпосов — кайчи, и исполнители песен на музыкальном инструменте шор — шорчи.
Охотничьи легенды:«Одна артель с промысла возвращалась.
Те охотники много зверя добыли.
Когда они приближались к дому, к ним один старый-престарый старик подошел: „Меня долей не наделите ли?” — сказал.
Те люди ему ничего не дали.
Когда они на второй год на промысел пошли, то долго в тайге ходили, зверя совсем мало убили.
Когда они домой вернулись, шамана камлать заставили.
Тот шаман к хозяину горы пошел.
Когда он оттуда возвратился, он сказал: „Хозяин горы очень сердится.
Он говорит: «Я прежде им много зверя давал, они же своей добычей не поделились.
Теперь я ничего не хотел им дать, да пожалел и помалу дал».ЯзыкКумандинский язык относится к северноалтайским языкам тюркской группы алтайской языковой семьи или является наречием (диалектом) северноалтайского кумандинско-челканского языка.
Однако этнографы согласно новой классификации склоняются к отнесению его к кумандинскому наречию алтайского языка, входящего в хакасскую подгруппу уйгуро-огузкой группы восточнохуннской ветви тюркских языков.
В языке кумандинцев выделяются три говора: турочакский, солтонский и старобардинский.
Письменность создана в начале XX века на основе кириллицы, но в настоящее время язык кумандинцев существует только в разговорном виде.
Кумандинцы Турочакского района Республики Алтай и отчасти Красногорского района Алтайского края в большей степени контактировали с алтайцами, поэтому в языке данной этнической общности кумандинцев прослеживается сильное алтайское языковое влияние.
ХозяйствоОснову хозяйства кумандинцев составляла сезонная (зимняя) коллективная пешая охота на крупного и пушного зверя.
Основным средством передвижения по заснеженной тайге являлись лыжи (шана), подбитые камусом.
Охота на крупного лесного зверя обеспечивала их мясом.
Шкура шла на шитье обуви; пушной промысел также приносил основное средство для уплаты ясака.
Охотились на маралов, косуль и т.д. охотились и на медведя.
Наиболее подходящим месяцем охоты на медведя считался декабрь – время окончательного перехода его в спячку.
Никто на охоте не произносил слово «медведь», а называли его «дедушка».Существенным дополнением хозяйства являлись также мотыжное земледелие, практиковавшееся на небольших по площади участках, расчищенных от тайги вырубкой и огнем; скотоводство, представленное коневодством и разведением мелкого рогатого скота.
Во второй половине XIX века под влиянием русских крестьян у кумандинцев происходят существенные изменения в хозяйстве.
Это нашло отражение в использовании более совершенных сельскохозяйственных орудий труда, в распространении пашенного земледелия, молочного животноводства и другие.
Кумандинцы сеяли пшеницу, рожь, овес, гречиху.
В быту использовали каменные зернотерки «пасак» и деревянные ступы «соко». В большинстве случаев земледелие было натуральным, товарного зерна не производили.
В деревянной ступе (соко) толкли ячменную крупу для приготовления национального блюда – «кyче».В местных реках и озерах ловили хариуса, тайменя, щуку, окуня, карася.
Имели специальные рыболовные снасти.
В августе и сентябре, когда вода становилась светлой, кумандинцы выходили лучить рыбу острогой.
Важное место в хозяйстве занимал промысел кедрового ореха.
Терка «пасак» применялась для перетерания шишек.
Так же, занимались пчеловодством.
Диких пчел обнаруживали, выставив миску с медом – пчелы напивались и летели в дупло.
Охотнику надо было только проследить за ними.
Затем для диких пчел делали специальные «дуплянки» (переселяли их туда) в виде колод.
ОдеждаМужская одежда кумандинцев состояла из белых холщевых рубах и штанов, поверх которых надевался распашной халат, подпоясывавшийся широким шерстяным поясом.
В холодное время года кумандинцы одевали несколько теплых халатов или шубу из овечьих шкур.
Головными уборами являлись колпаки, меховые шапки, а с начала XX века — шляпы и фуражки.
Обувью мужчинам служили кожаные сапоги с кожаным или холщевым голенищем.
Женская одежда состояла из длинных холщевых рубах и штанов, поверх которых надевались платья.
Верхней одеждой служили теплые халаты, подпоясывавшиеся тонкими шерстяными поясами.
Головы подвязывались матерчатыми платками.
Обувь шилась из кожи (чарык), она скрывала только ступни женщины.
Лаконичной описание кунандинской одежды дает А.
Горохов (1911 г.) «Они одеваются – пишет он,- в короткие овчинные шубы или халаты, тостостеганные шерстью; рубах носят без воротника, ноги обертывают «теплою травою», растущую близ озера и имеющей свойство долго не изнашиваться.
Женщины наряды свои покупают в селениях у русских.
Девки волосы заплетают в несколько косичек, привязывая к ним яркого цвета ленточки и лоскутки китайки; нося кольца и большие сережки». ЖилищеТрадиционные поселения кумандинцев немногочисленные, с отсутствием четкой планировки, расположенные длинной полосой вдоль рек.
Жилище кумандинцев насчитывает несколько типов: временные промысловые шалаши; полуземлянки с плетеными или срубными стенами и двускатной крышей; небольшие срубные четырехстенные избы; саманные четырехстенные дома.
Традиционная утварь кумандинцев в основном собственного изготовления.
Она насчитывает несколько типов: металлические котлы (казан) и сковороды, деревянные долбленые чаши (аяк) и корытца для рубки мяса, берестяные цилиндрические туеса, бондарная утварь, веялки (саргааш), каменные зернотерки (пасак) и ручные мельницы (колтербен) и др.
Пища кумандинцев в основном мясная и растительного происхождения.
Она включает различные блюда: мясные похлебки (урге, кочо), толокно из поджаренных зерен ячменя (талкан), кушанья из внутренностей домашних и диких животных и др.
Напитками служили чаи, заваренные на листьях диких растений, молоко, слабоалкогольные напитки по типу браги, молочная водка (арака) и др.
Источники:Сатлаев Ф.
Кумандинцы.
Историко-этнографический очерк.
Горно-Алтайск, 1974 г.