Когда-то, по представлениям аборигенов Алтая, реки Катунь и Бия были супругами. Бий – господин, Кадын (Катын) – жена. Жена была сварливая, неуживчивая, а муж – спокойный, тихий, умный. Он уживался с другими реками, был в мире с горами-великанами. Его сварливая жена Катунь поссорилась со всеми реками и горами и не давала покоя супругу. Тогда реки и горы посоветовали Бию вызвать свою супругу на состязание. Кто в этом споре-состязании победит, тот должен и верховодить в семейной жизни.
Устроили состязание на быстроту бега. В присутствии свидетелей были определены условия пари и вынесено решение: кто из супругов раньше достигнет горы Бабырган, что высится на севере алтайских гор, тому и быть главой семьи. Так началось между ними состязание. Стоящие на пути Бия тайга и горы раздвигались, давая ему путь, потому что симпатии их были на его стороне. А на пути Катуни, наоборот, горы сдвигались, мощные скалы становились преградами.
Сварливая Катунь, с трудом преодолев все преграды, наконец, вырвалась в долину и достигла горы Бабырган, уверенная, что прибыла первой. Но, к ее удивлению, Бий уже давно миновал эту гору. Бабырган, увидев отставшую от мужа Катунь, громко расхохотался.«Что ты, разинув пасть, смеешься?» – спросила у Бабыргана сварливая Катунь, на что последовал ответ: «Твой муж уже давно тебя ждет в долине, а ты все еще плетешься здесь».
Еще сильнее озлобившись, Катунь со всего размаха ударила Бабыргана по щеке и понесла свои воды дальше. Настигнув мужа, в порыве гнева она закатила и ему пощечину, но потом, одумавшись, сказала: «Хотя я проиграла в споре, но зато я жена не простого человека, а бия – господина». С тех пор за супругом Катуни закрепилось второе имя: Бий-суу – господин вод.Обе реки, Бий и Катунь, слившись воедино, продолжали свой путь на Север, образуя Обь (от алтайского слова «оп» – своенравие). Катунь после слияния с Бием успокоилась, стала кроткой. Стыдясь своих прежних выходок, так и не вернулась на Алтай.