Сибирские татары

Сибирские татары (самоназвание — сибтат, сибиртар, сыбыртар, себер татарлар, татарлар, себер татар, татар) — коренной народ Западной и Южной Сибири.

Субэтнос татар.

Ряд немусульманских народов Сибири (чулымцы, хакасы, шорцы, телеуты), «татар» или «тадар» в качестве самоназвания, хотя не рассматривают себя как часть татарской нации, как таковой.

По расовым признакам сибирские татары относятся к южносибирскому, западносибирскому и центральноазиатскому расовому типам.

Этногенетические процессы средневековья и более поздних периодов антропологически сближают сибирских татар с жителями Средней Азии (сартами), казахами, башкирами.

Дерматоглифический материал позволяет отнести сибирских татар к кругу метисных европеоидно- монголоидных форм со значительным преобладанием монголоидного компонента.

По итогам Первой всероссийской переписи в Тобольской губернии в 1897 году сибирских татар насчитывалось 56 957 человек.

Это последние известия о подлинной численности сибирских татар, так как дальнейшие переписи происходили с учетом численности татар-переселенцев из других регионов России.

Нельзя не упомянуть и о том, что многие сибирские татары всячески уклонялись от переписи, полагая, что это очередная попытка царского правительства заставить их платить ясак (налог). По результатам Всероссийской переписи населения, в 2002 году на территории Сибири проживало 358 949 татар, из которых лишь 9289 идентифицировали себя как сибирские татары, всего же по данным переписи в России проживало 9611 сибирских татар.

Такая большая разница объясняется, возможно, тем, что многие не делают разделения «татар» и » сибирских татар», относя себя к более широкому этносу.

Большинство сибирских татар сосредоточены в местах исторического проживания.

Исконные села сибирских татар расположены преимущественно в Аромашевском, Заводоуковском, Вагайском, Исетском, Нижнетавдинском, Тобольском, Тюменском, Уватском, Ялуторовском, Ярковском районах Тюменской области, Большереченском, Знаменском, Колосовском, Муромцевском, Тарском, Тевризском, Усть-Ишимском районах Омской области, Чановском районе, Кыштовском, Венгеровском, Куйбышевском и Колыванском районах Новосибирской области, Томском районе Томской области.

ПроисходжениеСравнительно достоверные данные об этногенезе сибирских татар можно вести с эпохи неолита (6-4 тыс. лет до н.э.). Тогда на территории Сибири в районе между нижней Обью и Уральскими горами проживали племена угорско-уральского происхождения: самодийцев (ненцев), ближайших родственников селькупов, хантов и манси.

Для ненцев в антропологическом плане свойственно сочетание признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам, причем тенденция увеличения доли монголоидности с запада на восток.

В конце 1-го тысячелетия до нашей эры после поражения от Китая часть тюркских племен хунну мигрировала на запад до юга Западной Сибири, Средней Азии и Казахстана, смешавшись с аборигенным населением.

В большинстве же ненцы вынуждены были отойти к побережью Северного Ледовитого океана.

В VI-IX века западносибирская лесостепь входит в состав Тюркского каганата.

Примерно в XIII веке в Западную Сибирь началась миграция из центральных районов Казахстана и с Алтая древних тюркских племен, в первую очередь кипчаков (в европейских и византийских источниках — куманы, в русских источниках — половцы), проживавших от Иртыша до Волги («Дешт-и-Кыпчак»). И вновь часть проживавших здесь народов вынуждена была сместиться к северу, оставшиеся смешалась с тюркскими племенами.

Так к XV-XVI веку складывается этническое ядро сибирских татар.

В XIII веке территория проживания сибирских татар входила в состав Золотой Орды.

В XIV веке возникает Тюменское ханство со столицей Чимги-Тура (современная Тюмень), в конце XV-XVI веке — Сибирское ханство со столицей в Искере (близ современного Тобольска).Сам же этноним «татар» имеет далеко не восточно-европейское происхождение, как утверждает официальная советская историография.

Как пишет В.

П.Васильев со ссылкой на китайский источник: «Вышедшее из Маньчжурии под давлением киданей — воинственных полукочевников — одно отдельное племя, поселившееся у Иньшаня, прозвалось датанями (татарами), это имя сделалось известном в Китае при Танской династии» (начало VII века). Во время владычества киданей история застает их на северо-запад от дансянов, тугухунцев и тукюэ» — от гор Иньшань в сторону Алтая и Джунгарии.

В 870 году летописцами отмечаются совместные с тюрками шато боевые действия древних татар против китайцев.

В.П.

Васильев поясняет, что тюркские племена, обитавшие в степи Шато (Джунгария, территория современной провинции Синьцзянь на северо-западе Китая), в VIII-IX веках мигрировали на восток, «на северную сторону хребта Иньшань». Те же племена описываются и у Л.

Н.Гумилева, он называет шатосцев «тюрками шато, последними потомками среднеазиатских хуннов». К этому же времени история относит и появление в этой местности татаней.

В IX веке история уже не упоминает о шатосцах в этих местах.

Напротив, при Киданьской династии здесь появляются дадане (татары). Следовательно, оба рода смешались друг с другом, и были оттеснены натиском киданей и тангутов царства Ся, далее на север и на запад, и уже при Чингиз-хане, совершив, по выражению В.

П.Васильева, «круговое вращение» своей миграции, татары Чингиз-хана пришли с запада (со стороны Шато-Джунгарии) снова на восток Евразии, где «поколение татар при Чингисхане стало царственным».Таким образом, примерно в VII-VIII веке на пространствах Центральной Евразии от Иньшаня до Джунгарии и далее до Алтая, Урала и Волги и далее, шло «смешение» и расселение тюркских родов.

Главную роль в образовании нового этноса играли древние татары, вышедшие ранее из Маньчжурии, тюрки шато и частично уйгуры.

Следует также отметить, что соплеменники Чингиз-хана, как следует из работ В.

П.Васильева и Л.

Н.Гумилева, еще «в XI-XII веках назывались татары».ЯзыкСибирскотатарский язык относится по большинству фонетико-грамматических показателей к языку кыпчакско-ногайской подгруппы кыпчакской группы западнохуннской ветви тюркских языков.

В лексике и грамматике имеются элементы языков карлукской группы, кыпчакско-булгарской и киргизо-кыпчакской подгрупп.

Такое взаимопроникновение элементов языков разных групп и подгрупп в рамках тюркских языков характерно практически для всех тюркских языков.

В фонетике прослеживаются явления тотального оглушения звонких согласных, связанные с угорским субстратом.

Для языка характерно цоканье и йоканье во всех позициях слова.

На морфологическом уровне отмечается широкое употребление причастий и деепричастий, употребление древнетюркской лексемы бак (смотреть). Профессор Г.

Х. Ахатов считает, что «цоканье» у сибирских татар сохранилось от половцев.

Сибирскотатарский язык имеет ряд диалектов и говоров: тоболо-иртышский диалект с тюменским, тобольским, заболотным, тевризским, тарским говорами, барабинский диалект, томский диалект с эуштинско-чатским и орским говорами.

Отсюда и происходят названия «барабинские татары «, «орские чаты» и прочие.

Со времени проникновения в Сибирь ислама и до 20-х годов XX века сибирские татары, как и все мусульманские народы, пользовались письменностью, основанной на арабской графике, которая в 1928 году была заменена латиницей, а в 1939 году — кириллицей.

Письменным языком для сибирских татар является татарский литературный язык, основанный на грамматических законах языка казанских татар.

Родной язык сибирских татар — устойчивое явление.

Он широко используется ими в коммуникативной сфере и не имеет тенденции к активному нивелированию с другими языками.

В то же время городское сибирскотатарское население переходит на русский язык, что относится только к языку, но не самосознанию.

РелигияБольшинство сибирских татар являются мусульманами, исповедуя ислам суннитского толка.

Ценностные ориентиры сибирских татар базируются как на исламских канонах, так и на нерелигиозных представлениях и их проявлениях в обычаях и обрядности.

Народные праздники и обычаи включают в себя элементы доисламских верований сибирских тюрков.

Материальная культураСибирские татары называли свои села аулами, а в прошлом юртами, а города — тора, кала.

Cреди томских татар до революции сохранились термины улус и аймак.

Многие названия сибирскотатарских селений связано c местоположением (названия рек, озер), а также имеем основателя.

Все названия сибирскотатарских селений имеют сибирскотатарское и русское официальное название, которое, собственно, тоже является тюркским.

Раньше почти все села сибирских татар располагались на берегу водоема.

С сооружением дорог появились притрактовые селения.

Центральная часть села обычно без строгой планировки располагалась на возвышенной части, где имелась мечеть с присущим сибирскому региону архитектурным обликом (деревянная срубная постройка с довольно приземистым минаретом над входной зоной). Кладбище располагалось неподалеку от села.

Могилы имели четырехугольные срубовидные оградки.

На могильном холме женщины ставилось два деревянных столба — в изголовье и у ног.

На могиле мужчины — один столб с полумесяцем.

Из строений известны срубные постройки, глинобитные, дерновые и кирпичные жилища, землянки и полуземлянки.

В XVII — XVIII веках сооружались низкие срубные юрты с небольшими дверями, без окон, в которые свет проникал через отверстие в плоской земляной крыше.

Поздние бревенчатые пятистенные дома имели двускатную или четырехскатную крышу, крытую деревянными досками, и имели глухие ограды по всему периметру хозяйства.

Некоторые имели двухэтажные срубные дома, а в городах зажиточные купцы и промышленники — каменные дома.

Немногие дома с внешней стороны украшались узорами, расположенными на наличниках окон, карнизах, воротах усадеб.

В основном это был геометрический орнамент, лишь иногда в узорах прослеживались изображения животных, птиц и людей, так как это запрещалось исламом.

Во внутреннем убранстве дома главенствующее положение имели нары — урын, застеленные тканными безворсовыми паласами — келэм.

На нарах устанавливался невысокий круглый столик для принятия пищи, спали на нарах же, застелив их перинами (тушэк) из пера птицы.

По краю нар стопками укладывались одеяла (йурган), подушки (йастык), сундуки.

Нары заменяли всю необходимую мебель.

Так же в домах были столики на очень низких ножках, полки для посуды.

Лишь у богатых сибирских татар встречалась и другая мебель, например шкафы и стулья.

Отапливались жилые дома печами (мейец) — русскими с топкой, плитой и духовой частью для приготовления пищи и только отопительными с топкой.

Второй этаж двухэтажного дома не отапливался.

Одежда развешивалась на деревянной жерди под потолком (мауыл). Окна прорезались небольшими и занавешивались занавесками (тэрэс пэртэ). Подворье разделялось на дворовую (кура, ишегалт) и хозяйственную — скотную части (мал кура). Имелся погреб со льдом, который заготавливали зимой, для хранения мясных изделий.

Современные сибирскотатарские села имеют квартальную планировку.

Во многих построены мечети различного архитектурного плана.

Этнического колорита современные села не имеют за исключением наличия мечети, кладбища с полумесяцами на могилах, которые имеют деревянные, железные оградки и памятники из железа или камня.

Повседневная одежда мужчин и женщин состояла из шаровар и рубашки.

Поверх рубашки надевались чекмень (цикмэн) или камзол (камсул), представлявшие собой приталенный стеганный с длинными рукавами и карманами род пиджака ниже колен из шерстяной ткани.

Женский чекмень отличался от мужского большим расширением к подолу.

Праздничные платья сибирских татарок шились с оборками (пормэ) и нагрудными украшениями (исеу). Праздничной мужской одеждой являлся халат (йэктэ, цапан). Из обуви известны кожаные сапоги (атыу, царык), кожаные туфли (царык паш), калоши, зимой — валенки.

Головные уборы мужчин — тюбетейки (кэбэц), шапки на меху (такыя). Женщины носили налобную повязку (сарауц), а поверх нее шаль или платок.

Обязательным атрибутом женских украшений были накосники (цулбы), браслеты (пелэклек) в основном из серебра.

Зимняя одежда состояла из стеганых пальто (кортэ), овчинных тулупов (тун), шуб[20].По крою и расцветке старинная верхняя одежда сибирских сродни среднеазиатской и Саяно-Алтайской, (с уйгуро-китайским отворотом), женские платья — башкирским (с несколькими рядами оборок по подолу), костюмы начала XX века и позже подвержены татарскому влиянию.

Кухня сибирских татар разнообразна и основывается на мучных, рыбных, мясных и молочных блюдах.

Ели мясо всех домашних животных и птиц, кроме свинины, из диких животных — зайчатину и лосятину.

Из конского мяса делали колбасы (казы), в том числе и копченые.

Кроме того, вялили мясо.

Излюбленные первые блюда — супы и бульоны: мясной суп — аш, мясной бульон — шурба, уха — палык шурба, разные виды лапши — онаш, салма, супы с клецками — умац и йорэ, пшенный — тарык урэ, перловый — куцэ урэ, рисовый — корец урэ.

В качестве вторых блюд употребляются пишпармак — томленое в печи мясо с бульоном, картофелем, луком и кусочками тонко раскатанного теста, а также различные изделия из теста: большой закрытый мясной пирог — пэлец (из различных видов мяса), большой закрытый рыбный пирог — эртнек.

Известно большое количество выпечки: пресные лепешки — кабартма, пэтер и йога, пшеничный и ржаной хлеб, большой закрытый или открытый пирог со сладкой начинкой из калины (палан пэлец), клюквы и брусники (цея пэлец), пирожки с различными начинками — капшырма, самса, пэрэмец, множество видов паурсаков — кусочков теста, приготовленных в кипящем масле или жире (сур паурсак, сансу и др.), блюда наподобие блинов — коймок, халва — алюва, хворост (коштел). Употребляли каши, талкан — блюдо из молотых зерен ячменя и овса, разведенных в воде или молоке.

Поскольку территория проживания сибирских татар — болотистые, озерные места, одним из популярных видов сырья для приготовления пищи является рыба (кроме бесчешуйных видов и щуки, которые запрещены исламом). Рыба варится в виде ухи, запекается в печи, жарится на сковороде как отдельно на масле, так и в бульоне с картофелем, а также вялится, сушится, солится.

Кроме того, популярно мясо водоплавающей дичи.

В виде приправы во всех видах мясных и рыбных блюд используется большое количество лука.

Помимо мясных блюд, как один из основных видов продуктов животноводства, популярны молочные продукты: май — масло, (эремцек, эцегей) — творог, катык — особый вид простокваши(кефира), каймак — сметана, сливки, курт — сыр.

Наиболее распространенными напитками были чай, некоторые виды шербета, известно употребление кумыса и айрана.

Комментарии

  • Отзывов пока нет.
  • Добавить комментарий